Сделать чтоб к колесу крепился съемный шкив,к нему трос и за дерево,потом на пониженной наматывай потихоньку и выезжай.
Видел в руководстве для военных как-то.Если нет дерева-вбивай клин!
Шкив на колесе поможет только если есть межколёсная блокировка в мосту (межосевая блокировка в раздатке делу не поможет). Иначе второе колесо будет безпомощно пробуксовывать, а тросс так и не будет наматываться.
Клин то же не всегда поможет, особенно если грунт мягкий. Его будет вытягивать из грунта.
Кстати и спускание покрышек на вязких грунтах не особо помогает если речь идёт о гражданских покрышках без мощных грунтозацепов на боковинах, а если безкамерная покрышка рабортируется в грязи, то это будет ещё тот секс, а если пара покрышек разбортируется, то вообще геморрой на пол дня вперёд. Вот на том же ЗИЛ-131, там да! Подспустил резину и проходимость умножается на два.
Проще всего не лезть в непролазные е....ня без необходимости. Порой проще пару километров пройти пешком, чем искать приключений на задницу.
Если всё же нужно ехать, то порядок действий следующий:
1. Убеждаеся, что в баке достаточно топлива. За километр по дерьму можно сжечь в 10 раз больше, чем на сухом грунте.
2. Выходим из машины и всё-таки да - спускаем шины до 1,5 атмосфер (на меньшем давлении вероятность разбортироваться возростает в геометрической последовательности).
2а. Если есть цепи и предстоящий участок реально труднопроходимый, то одеваем их на колёса до того как плюхаться в грязь. Если цепей только два штук, то одеваем их на ту ось, на которой больше веса.
3. Прогуливаемся пешком по проблемному участку и прикидываем траекторию и самые проблемные места.
4. Если есть неиллюзорная вероятность засесть, то продолжаем прогулки пешочком собирая палки, ветки, камни, кирпичи, жёсткую солому, доски без гвоздей и прочую подручную хрень и мостим себе колею. Заранее проведя такой улучшайзинг направления можно в значительной степени облегчить себе жизнь.
5. Ещё до въезда на проблемный участок врубаем все блокировки и понижайки. Тут правда стоит заметить, что пониженой передачей пользоваться надо с умом, а именно пониженка в раздатке и первая передача в коробке не всегда самый лучший вариант.
6. Собираемся с духом, вспоминаем есть ли в багажнике штыковая или хотя-бы сапёрная лопата и если уверены, то жмём на газ.
Газ до одури к слову сказать жать не нужно. Прикидываем длинну проблемного участка. Если есть возможность проскочить его с ходу, то разгоняемся до 2-3 передачи (речь идёт о комбинации с включённой пониженой передачей). При этом ловим золотую середину. Скорость должна быть по возможности максимальной, но ограничена управляемостью (вылететь из раскисшей колеи в дерево будет лишним), ходами и прочностью подвески (вырвать шаровую, сломать ступицу или выдернуть рычаги из лонжеронов будет не совсем тем, что нужно достичь баражтаясь в лесном болоте да ещё и на ночь глядя), а в глубоких лужах ещё и вероятностью поднять волну и залить движок, так что не стоит влетать в метровую лужу на полном ходу, тут лучше выбрать 1 передачу и тихонько проползти. Кстати очень глубокие лужи можно наоборот пролетать как можно быстрее, но только задним ходом (за исключением тех случаев если Вы едете на Запорожце). На Волге далеко не лишним будет закрыть жалюзи радиатора (есть личный опыт проплывания лужи в которой на волне от встречного ЛиАЗа машину подняло над дорогой, а волна перекатила через капот, но движок при том не заглох и не хлебнул воды). Передачу следует подбирать так, чтобы обороты двигателя на въезде на спецучасток были близкими к максимальным, чтобы обеспечивался запас мощности.
Если преграда длинная и сходу не преодолеть, то врубаем ту передачу на которой предположительно можно проползти весь проблемный участок и ползём стараясь сильно не буксовать. Хотя на липких грунтах (особенно на липком чернозёме) порой с нехилой пробуксовкой машина движется куда охотней, чем внатяг за счёт самоочистки протектора на быстро вращающихся колёсах. Тут опять-таки надо пологаться на чутьё.
Если чувствуем, что стали вязнуть, то не доводя машину до полной остановки бросаем газ, выжимаем сцепление (малейшая пробуксовка в грязи стоя на месте это лишний шанс уже не тронуться с места без лопаты) и тут же стараемся на сколько возможно сдать назад так же плавно, излишне не буксуя и не разбивая колею. Затем снова вперёд. Если метр за метром машина пробивает себе путь и охотно откатывается назад, то так и продолжаем. Если прогресса нет ни грамма, то нужно попытаться выбраться из раскатаной колеи (если такая возможность в принципе ощутима) и попробовать проложить новую рядом. Если нет возможности выбраться из колеи или новая колея так же не пробивается, то бросаем пустые старания, вылазим из уютненькой кабины и гуляем дальше собирая ветки и палки.
Опять-таки повторяю! Вымостить дорогу куда проще, чем выкапывать из е....й наглухо застрявшие и утопающие в дерьмо аки Титаник в океан пару тонн металла.
Если несмотря на все старания всё же засели, то не психуем буксуя на месте и не доводим ситуацию до полного пи.....ца. Вылазим, достаём лопату и копаем колеи вокруг колёс. Смысл состоит в том, чтобы выбрать грунта ровно столько, чтобы получился плавный выезд. Подкидываем под колёса веток, соломы, камней. Пробуем тихонько тронуться с места. Если получилось сдвинуться хоть на 10 сантиметров, то не спешим прыгать от радости, а снова выходим и накидываем камней и веток в те ямы, в которых буксовали колёса дабы дать машине возможность самостоятельно враскачку выскочить дальше. Если машина ну никак с места не трогается, то домкратим колёса (под домкрат можно подложить ветки или запаску если он увязает в грунте) и подкидываем подручные материалы непосредственно под них.
Если и это не помогает, то таки да - тянем троссом за ближайшее дерево. Если дерева в радиусе доступности не наблюдается, то копаем яму поглубже, кидаем в неё запаску и привязываем тросс к ней (при отсутствии лома который вбить в землю конечно удобнее, но не всегда эффективнее). Иногда при наличии двух троссов есть смысл один из них привязать от машины по прямой, а второй к середине этого тросса и тащить вбок. Так потребуется гораздо меньше усилий (иногда даже и рычаги никакие не требуются если есть помощник, он просто может дёрнуть тросс за середину вбок и зачастую этого оказывается достаточно). И да, ещё... Потянули, сели за руль, чутка подали машину вперёд и зафиксировали ручником, затем выходим и снова тянем - так легче будет.
Ну а вообще тонкостей тут масса. Если всё за раз попытаться описать, то на неделю можно засидеться.