Автор Тема: История ГАЗ 3102 "Волга"  (Прочитано 13702 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Deimous

  • Наш человек
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1546
  • Репутация +7/-0
  • Пол: Мужской
История ГАЗ 3102 "Волга"
« : 13 Марта 2010, 16:40:40 »
ГАЗ-3102

Года производства: с 1981 (опытно-промышленные партии), серийно с 1982

Предшественник: ГАЗ-24

Преемник: идеологически - ГАЗ-3111

Класс: средний

Тип кузова: 4-дверный седан

Двигатель: ЗМЗ-4022.10
                   ЗМЗ-402.10
                   ЗМЗ-4062.10
                   ЗМЗ-4021.10

КПП: механическая, четырехступенчатая или пятиступенчатая, синхронизированные на всех передачах переднего хода

Длина: 4960 мм

Ширина: 1800 мм

Высота: 1422 мм

Масса: 1450 кг (снаряжённая) / 1950 кг (полная)

Расход топлива на 100 км: 11,5 — 13,5 л/100 км

Макс. скорость: 147 — 160 км/ч
 


--------------------------------------------------------------------------------

ГАЗ-3102, изготавлявшийся в ограниченных масштабах на отдельной производственной линии (параллельно с седаном большого класса ГАЗ-14 «Чайка», в результате чуть не попавшей за компанию под сокращение во время перестроечной борьбы с "номенклатурными привилегиями") изначально предназначался для обслуживания исключительно руководства среднего звена партийных и советских государственных учреждений и ведомств, поэтому для продажи населению и в таксомоторные парки не поступал, но на нем были «обкатаны» многие технические решения, которые в 1985 году перекочевали на новую базовую модель ГАЗ-24-10. Особый престижный «директорский» статус седана 3102 сохранился за ним и в более позднюю рыночную эпоху.

В семейство также входил седан специального назначения («догонялка») ГАЗ-31013 с карбюраторным двигателем V8 модели ЗМЗ-505 (5,53 л., 195 л.с.) и АКПП от модели ГАЗ-13 «Чайка». Даже сейчас заметно, какой это мощный и быстрый автомобиль. Легко представить, что творилось в 1982 году, когда модель сошла с конвейера. На дорогах равных ей по скорости просто не было. 31013-ю можно считать оригинальнейшим примером заводского тюнинга. Понятно, в 1982 году специалисты ГАЗа такого слова и не слышали, но само явление существовало: к примеру, заводчанам приходилось собирать ограниченную партию «Побед» для спецслужб, с большими мощными моторами, а позже - 23-ю на базе 21-й «Волги». Тогда-то и появилось название «догонялка», точно выражающее предназначение машины. Позже, когда завод перешел на производство «гражданских» «двадцатьчетверок», особый цех по-прежнему колдовал над «оборотнями». Пиком их эволюции стала «Волга» ГАЗ-31013 на базе 3102-й.
 

О «догонялке» можно говорить с гордостью. Она превосходила даже знаменитый Mercedes-Benz E500, появившийся много позже! Причем и по объему двигателя, и по дистанции с «прародителем»: ближайший родственник штутгартского «оборотня» - 320-й, а нашего - «Волга» с мотором 2.4. Объем двигателя ЗМЗ-505.10 - 5,53 литра! Конечно, отдача была поскромнее «мерсовской» - 195 л.с. при 4000 об/мин, но зато каков момент - 405 Н.м при 2200-2500 об/мин! Да и инженеры Porsche не принимали в создании нашей машины ни малейшего участия в отличие от «пятисотого».

Сходства с обычными 3102-ми добивались намеренно, «чтоб никто не догадался». Тем не менее многие после появления этих машин на дорогах начали их узнавать. Особенно быстро приноровились гаишники: наметанный глаз постового сразу примечал антенны спецсвязи «Кавказ», посадку чуть пониже, две выхлопные трубы на корме. Некоторые экземпляры, правда, маскировали особенно тщательно, выводя два тракта выхлопа в одну трубу. А чтобы уж совсем заморочить голову, оставляли три педали, как в обычной «Волге», хотя в машине стояла автоматическая коробка передач. Говоря техническим языком, 3-диапазонный гидротраснформатор с коэффициентом трансформации 2,35 - действительно надежный агрегат. Правда, жутко сложный в ремонте - кузов-то был разработан под обычную коробку. Чтобы снять АКП, механикам приходилось проявлять чудеса изворотливости.

Автомобили собирали вручную: кузова (с дополнительной виброшумоизоляцией) лудили, красили по «чайковским» технологиям - с несколькими слоями эмали и лака... Мелкосерийное производство позволяло оснастить спецмашины всевозможным дополнительным оборудованием. На всех стояло рулевое управление с гидроусилителем, на некоторых - кондиционеры и электростеклоподъемники.

Важно отметить, что небольшой серией на базе 3102 был выпущен и универсал, получивший индекс 31022.



История создания

К середине семидесятых годов "Волга" ГАЗ-24 в значительной степени устарела внешне и технически по сравнению со своими европейскими аналогами. В конце 1970-х были проведены с привлечением НАМИ масштабные испытания текущей модели ГАЗ-24, призванные выявить ее недостатки и наметить пути к их устранению. Эксперты НАМИ отметили в документе "О мерах к повышению конкурентноспособности советских автомобилей в XX пятилетке" от 1976 года, в частности, недостаточную курсовую устойчивость "Волги" на высоких скоростях, низкую пассивную безопасность, повышенную шумность. Для исправления этих недостатков были предложены конкретные меры, например, введение безшковрневой подвески, были даже определены некоторые даты, скажем, новую подвеску планировалось внедрить к 1978 году, как и пружинная задняя подвеска. Однако, для осуществления этих замыслов на практике не хватило ресурсов и финансирования.

Заводу пришлось обойтись рестайлингом и техническим "подновлением" "Волги". Ввиду устаревания базовой модели - ГАЗ-24, требовалось разработать машину с модернизированной "начинкой, а главное - обновленной внешностью, в основном для обслуживания номенклатуры - т.е. машину, промежуточную по престижности между "Чайкой" (которая после начала выпуска в 1976 году намного более длинной и тяжелой, чем предыдущая модель, ГАЗ-14, "ушла" в более высокий класс, вплотную приблизившись к автомобилям ЗИЛ) и ГАЗ-24, престижность которой за прошедшее с начала серийного выпуска время несколько снизилась из-за увеличения количества частных автомобилей этой модели.

Этим автомобилем должна была стать модель 3101 - первая модель завода, имевшая обозначение по уже давно введенной единой отраслевой нормали (ОН 025270-66 от 1966 года). К сожалению, информации по этой машине сохранилось не так много, в основном фотографии. Из них видно, что она была основана на переработанном кузове ГАЗ-24. Первые прототипы датируются 1976-77 годами. С самого начала машину проектировали под несколько двигателей, помимо традиционной рядной четверки речь шла о V-образной восьмерке в 4,5 литра и, как всегда, новом V6 в 3 литра. Впоследствии оставили только "четверку" и малосерийную версию со старым "Чайковским" V8 для спецслужб.

Прототипы

В первоначальном своем виде, как и большинство машин ГАЗа на этапе проектирования, "тридцать первая" не имела никакой особой индивидуальности - просто средний европейский автомобиль среднего класса, чем-то напоминала "Вольво" 240. Однако, со временем машина видоизменялась, получила более клиновидный силуэт за счет другой линии багажника, и, в конце концов, приобрела вид всем нам хорошо известной модели 3102.

Первый прототип представлял собой странный гибрид - двери от 24, кузовщина напоминала 3102, но была более округлой. В начале восьмидесятых появилась переходная форма - 31011 (версия с восьмицилиндровым двигателем объемом 4,25 л), более привычного вида прототип. Уже на этом этапе бензобак автомобиля располагался за задним сидением, в недеформируемой зоне, что видно по расположению лючка заливной горловины. На ГАЗ-3102 он продержался там до девяностых годов, после чего был перенесен обратно под пол багажника.



Место в производственной программе ГАЗа

Модель ГАЗ-3102 замысливалась как "дежурное обновление" "Волги" ГАЗ-24, главной задачей которого было дать автомобиль, соответствующий современному дизайну и возросшей динамике сменившейся флагманской модели - "Чайке" ГАЗ-14.

Если бы не кризис, связанный с Перестройкой, скорее всего, ГАЗ-3102 так и не стал бы полностью самостоятельной моделью и базой для последующих ГАЗовских машин, а оказался бы, как то и было запланировано, просто временным переходным звеном к новым, гораздо более современным машина семейства 3103-3104-3105.

Особенности

При разработке кузова дизайнеры оказались в достаточно сложных условиях, поскольку по экономическим соображениям решено было сохранить в производстве часть дорогостоящих штампов. Это, к слову, существенно усложнило задачу разработки оригинального облика новой машины.

В результате многочисленных проработок компоновщики и дизайнеры пришли к варианту, в котором автомобиль приобрел, более стремительный и вместе с тем более солидный вид за счет удлинения на 200 мм переднего свеса кузова и повышения уровня крышки багажника. Новый кузов получил “клиновую” форму. Изменение архитектуры его передней и задней частей, использование вместо круглых прямоугольных фар, а также больших горизонтально расположенных задних фонарей, применение безопасных, не выступающих наружу ручек дверей, отказ от поворотных форточек в окнах передних дверей существенно “омолодили” облик “Волги”. Решение это не потребовало чрезмерно больших капиталовложений.

Главной технической новинкой был форкамерно-факельный двигатель ЗМЗ-4022.10, у него топливо поджигалось факелом раскаленных газов, вырывающимся в камеру сгорания из специальной форкамеры, соответственно, у карбюратора (К-156) было 3 камеры - первичная, вторичная и форкамерная. Двигатель развивал 105 л.с., но одновременно уменьшился крутящий момент, бывший одним из важных преимуществ двигателей ЗМЗ, кроме того, конструкция оказалась сложной и не очень надежной, и к 1990м годам от нее отказались в пользу ЗМЗ-402 традиционной конструкции. К слову, форкамерные двигатели нигде в мире не прижились, хотя с ними в свое время немало экспериментировали.

Панель приборов ГАЗ-3102 первого выпуска (1981-1997 гг.) впоследствии перешла на ГАЗ-2410, но выполнена из менее качественного жёсткого пластика. Дизайн и приборы напоминали "Чайку" ГАЗ-14.

Несколько слов об особенностях нольвторого салона. В частности, подлокотники как передних, так и задних дверей были изменены по образцу вазовских, установленных на моделях “2103” и “2106”. Внутренние панели дверей обтянуты синтетической тканью. Передние сиденья — с удобными, регулируемыми по высоте подголовниками. Можно регулировать и угол наклона этих кресел — делается это бесступенчато, вращением маховичка. Сиденья укомплектованы инерционными катушечными ремнями безопасности — они удобны, не стесняют движений и надежно предохраняют водителя и пассажира в случае аварии.

На модель 3102 впервые в семействе «Волга» начали устанавливать передние дисковые тормоза (четырехпоршневые) и радиальные шины размерности 205/70 R14. Тормоза, как и двигатель, не отличались надежностью и были трудоемкими в обслуживании.

Модернизации

1997 году ГАЗ-3102 был модернизирован и получил тот же пакет обновлений, что и массовая модель ГАЗ-3110. В их числе: 5-ступенчатую коробку передач, карданный вал с промежуточной опорой, неразрезной задний мост, гидроусилитель руля, передние вентилируемые дисковые тормоза типа Lucas, 15-дюймовые колеса и новые колпаки, панель приборов и сиденья типа 3110 и другое оснащение салона.

Основным двигателем на 3102 стал 2,3-литровый ЗМЗ-4062.10 с четырьмя клапанами на цилиндр и распределенным впрыском топлива, но на автомобиль устанавливали и более простые карбюраторные 2,5-литровые моторы ЗМЗ-402.10 (бензин АИ-92) и ЗМЗ-4021.10 (АИ-80), а на заказную версию 3102-500 — мелкосерийный двигатель ЗМЗ-4064.10 мощностью 200 л.с.

С 2003 на серийном 3102 появилась бесшкворневая передняя подвеска, стабилизатор поперечной устойчивости в задней подвеске, новые дверные замки чешско-русского СП Бранорос (замки Бранорос менее шумные и позволяют вдвое снизить усилие при закрывании дверей), зеркала с электроприводом и обогревом.



В 2005 седан 3102 получил новый салон от массовой модели ГАЗ-31105, в свою очередь, обновленный в июле 2007 с помощью немецких специалистов.

С 2006 года серийно устанавливаются двигатели «DaimlerChrysler» DCC 2.4L DOHC. Конструктивно двигатель Chrysler близок к двигателям семейства ЗМЗ-406, что позволило адаптировать. Отмечена его высокая надёжность, низкий расход топлива и хорошую выносливость в экстремальных температурных условиях зимой и летом. Максимальная скорость «Волги» возросла до 178 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось до 12,8 секунды. Улучшилась топливная экономичность – расход топлива в городском цикле понизился на пол-литра.

Для адаптации двигателя к Волгам пришлось настраивать систему впрыска — в этом помогли американцы, к которым специально возили одну Волгу. Результат — 137 л.с. вместо оригинальных 150 л.с. Все остальное газовцы делали сами. У Волги изменились места крепления силового агрегата, балка передней подвески опустилась на 17 мм, исчезла часть ребра жесткости на внутренней стороне капота, в коробке передач и заднем мосту — шестерни под иные передаточные числа, появились топливный насос погружного типа и новая выпускная система.



А с 2008 года - двигатели ЗМЗ-405 рабочим объёмом 2,5 литра, отвечающие экологическим нормам Евро-3.

Тюнинг

Различные тюнинговые фирмы с начала 90-х на заказ устанавливают на 3102 разнообразные аксессуары: новые наружные пластиковые элементы отделки, электростеклоподъемники, электроприводы зеркал, кондиционер и т.д., изготовляют удлиненную версию («стретч») ГАЗ-31024, монтируют импортные бензиновые двигатели «Тойота» и «Ровер», комплектуемые также АКПП. Например, в 2004 году тюнинговая фирма «Рида» предлагала, растянутый ГАЗ-3102-121. Машина комплектовалась двигателем Toyota 2GZ, ГУРом ZF, импортными амортизаторами, доработанными задним мостом и рессорами… Кузов окрашивался краской Du Pont. Зона задних дверей была удлинена на 30 см, из которых 15 пришлись на увеличение собственно проёма. Машина на заказ паковалась «комфортами» по крышу. Не Волга-матушка, а Гольфстрим, самобытное течение в океане шика!



Кроме того, 3102 служит для создания автомобилей со скрытым бронированием, например, Рида-2999.

Фирма “ТехноВолга” предлагала оригинальный кузовной комплект “Excellent Cardinal”: выраженная решетка радиатора, карманы под мощные противотуманные фары с антибликовым покрытием, две пары круглых фар, а также уникальное навесное оборудование – изготовленные по специальной технологии цельнолитые передний и задний бамперы и боковые обтекатели.



Так же на тюнинге Нольвторых прославилась московская фирма «СЕТ». О каждой из разработок специалистов фирмы можно рассказывать очень долго, но на сей раз мы постараемся вкратце познакомить вас с основными.

Рассмотрим максимально возможную комплектацию сетовской Волги. В неё входят кондиционер, гидроусилитель руля ZF, электростеклоподъемники всех дверей, охранная система с центральным замком. Колеса заменены. Вместо шумных и скользких отечественных шин стоят качественные, марки Bridgestone. Проведен тюнинг двигателя. Его мощность увеличивается до 150 л.с. Доработка двигателя в «СЕТ» сводится к полной переборке с дефектовкой, высокоточной обработке деталей (гильзовка блока цилиндров!!!, доработка головки блока цилиндров с заменой комплектующих на импортные и т.п.), замене топливных шлангов и бензоцентрали. Затем мастера устанавливают новые датчики и блок системы управления, высоковольтные провода «СЕТ», фирменный запатентованный комплект ГРМ. В итоге мотор радует действительно большим пробегом, перестает бессовестно «жрать» масло и становится более экономичным. Но тесно связанная с ЗМЗ фирма "Чайка-сервис" шагнула дальше. На "люксовые" "волги" устанавливали перспективный двигатель ЗМЗ-408.2. От "четыреста шестого" он отличался увеличенным с 92 до 95 мм диаметром цилиндров, вследствие чего рабочий объем возрос до 2,5 л, а мощность - до 121 кВт/165 л.с.

Выхлопная система – фирменная, сетовская, с внутренним сечением 51,5 мм, бесшумная, с восьмилетним ресурсом эксплуатации. Уже сейчас в арсенале фирмы имеется каталитический нейтрализатор собственной разработки. Доступен он будет всем (осталось только убедить его установить...).

Из внешних украшений – нестандартные колеса, хромированный патрубок выхлопной да импортные фары. В головной оптике использованы элементы германской фирмы Hella и противотуманки под передним бампером. Необычная оптика потребовала от инженеров фирмы разработки нового блока для установки – его сделали из качественного пластика.



Но более всего привлекает внимание непривычный салон автомобиля. И на этом стоит остановиться подробнее. «СЕТ» не пожалели сил и средств на разработку собственного салона, за который на Автофоруме в Нижнем Новгороде получили диплом за лучший дизайн интерьера.



Торпедо разработано в Финляндии и производилось на небольших финских фирмах, работающих на сборочные конвейеры SAAB, Porsche, Volvo, и тюнинг интерьеров микроавтобусов. В панель удачно вписаны приборный щиток 3110, волговские кнопки, место под магнитолу (с резервной нишей) и экран навигационной системы (можно поставить обычный 4,5-дюймовый монитор). К месту использованы рукоятки регулировки климатической системы от Daewoo Espero. Оригинальная пепельница в виде пластикового стаканчика на консоли такая же, как на современных Chrysler. А дефлекторы воздуховодов позаимствованы... от Jaguar. Как и положено автомобилю представительского класса, все хозяйство украшено накладками под дерево. В каталоге фирмы есть и другие варианты декора, например, имитирующие металл или карбон.

В техническое задание входило условие простого монтажа торпедо на место стандартного, с теми же точками крепления. Покорпев, финны полностью выполнили условие – на установку новой приборной панели у грамотного мастера уйдет всего пара часов. А полный комплекс работ по демонтажу и установке новой панели с подключением электрики займет полтора дня. В принципе, все можно сделать самостоятельно – к каждому комплекту прилагается подробная инструкция.

Одно из достоинств финской панели – современные материалы. От волговской финская отличается даже на ощупь – вместо твердого и скрипучего пластика использован мягкий, тихий и долговечный полиуретан, покрытие (фирмы Finlason) не боится чистящих средств и не выгорает на солнце. Вдобавок «СЕТ» предлагает поставить итальянский руль Nardi с кожаной обивкой и оснастить рулевую колонку системой регулировки по высоте.

 

Диаграмма цен на автомобили ГАЗ-3102
  • Газ 2410 1987г. ЗМЗ402, ГУР, Салон от 3110, ГАЗ 3102 ЗМЗ 406, ГУР, 2000г.
Советов у меня не просите потому, что чувство юмора у меня сильнее чувства жалости

Оффлайн kibandrei

  • Глобальный модератор
  • Вечный
  • *******
  • Сообщений: 5114
  • Репутация +237/-0
  • Пол: Мужской
    • СПб. Павловск. Тярлево.
  • Hyundai Galloper 2000г.в. 2.5TD, 5МКПП. ABS. Ford Fusion 2007.



Оффлайн Power255

  • Фанат ГАЗа
  • **
  • Сообщений: 1025
  • Репутация +24/-0
  • Пол: Мужской
  • Я, сцуко, медленный, типа на барже. (С)
    • Украина, Харьков - Антрацит
    • http://vkontakte.ru/id37415581
Re: История ГАЗ 3102 "Волга"
« Ответ #2 : 16 Ноября 2010, 22:09:27 »
Эх, хороша. Особенно "догонялка" :D . И ест тоже хорошо :lol: .
  • ГАЗ-24Д

Стоит только упомянуть о свалке и все... Летит Королева быстрее ветра.

Оффлайн kibandrei

  • Глобальный модератор
  • Вечный
  • *******
  • Сообщений: 5114
  • Репутация +237/-0
  • Пол: Мужской
    • СПб. Павловск. Тярлево.
Re: История ГАЗ 3102 "Волга"
« Ответ #3 : 24 Декабря 2011, 17:42:28 »
Поправил видео...
  • Hyundai Galloper 2000г.в. 2.5TD, 5МКПП. ABS. Ford Fusion 2007.



Оффлайн xtk

  • Фанат ГАЗа
  • **
  • Сообщений: 1396
  • Репутация +94/-1
  • Пол: Мужской
    • Украина
Re: История ГАЗ 3102 "Волга"
« Ответ #4 : 24 Декабря 2011, 20:26:47 »
Мда, легенда  :'(
  • ГАЗ-24, 1982 г., ЗМЗ-24Д, карб 2107, 4МКПП, электронное зажигание; ГАЗ-31105, ЗМЗ-406, 2007 г.
На свете дураков больше, чем мошенников, иначе мошенникам нечем было бы жить.
                                                                                         С. Батлер

Оффлайн jurkv

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
    • дубна
Re: История ГАЗ 3102 "Волга"
« Ответ #5 : 22 Февраля 2013, 11:06:28 »
Видео интересное. Перевод на "английский" повеселил :). Тип двигателя Forkamerno-torch - это нечто! :)
  • волга 3102 ровер

 

Powered by EzPortal